ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. Проверим домашнее задание.
Вы должны были дописать вступление к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Мартовский снег» и подобрать слова, которые помогут описать весенний день.
Посмотрим, что получилось.
- Вот и закончилась холодная зима. Сколько долгожданной радости доставляют первые солнечные денечки, теплые и светлые. Снег в марте выглядит не так, как зимой: он тяжелый, неподатливый, объемный. Именно таким его удалось изобразить на картине «Мартовский снег» известному пейзажисту Игорю Эммануиловичу Грабарю.
- день ясный, солнечный, безветренный;
Небо чистое, голубое, бездонное, безоблачное;
Солнце яркое.
II. На этом занятии мы поговорим об основной части сочинения, подумаем, как ее можно организовать.
Как же нам продолжить сочинение? Нужен ли нам план для этого этапа работы? О чем, как вы думаете, нужно говорить, описывая картину?
Вот вопросы, которые помогут в написании основной части:
· Что является предметом изображения? (обычно предмет изображения заявлен в названии картины)
· Есть ли на картине три плана: ближний, средний, дальний? Что на них изображается?
· Какой идеей (замыслом), каким настроением объединены три плана изображения?
· Как выбранные художником краски и оттенки их помогают создать настроение картины и передать ее идею (замысел)?
III. Посмотрим, как можно применить эти вопросы на практике. Обратимся к образцам 1 и 2 из первого занятия. Какой из них вам больше понравился?
В сочинении по картине «Полевая рябинка» А.А. Рылова написание основной части начинается с объяснения названия картины, далее идет собственно описание изображенного. В образце 2 сразу приступили к описанию, но здесь интересна манера излагаемого материала: словно читаешь рассказ, а не сочинение по картине.
IV. А теперь попробуем создать описание картины И.Э. Грабаря «Мартовский снег», вставив необходимые слова в следующий текст.
Вот и закончилась холодная зима. Сколько долгожданной радости доставляют первые солнечные денечки, теплые и светлые. Снег в марте выглядит не так, как зимой: он тяжелый, неподатливый, объемный. Именно таким его удалось изобразить на картине «Мартовский снег» известному пейзажисту Игорю Эммануиловичу Грабарю.
Даже при беглом взгляде на полотно талантливого художника нельзя не заметить интересную особенность: на картине нет _____. Все пространство холста занимает ___________________. Синий, фиолетовый, серый, желтый, кое-где проглядывают даже ____________ оттенки. Глядишь на это произведение и понимаешь: не _______ снег в марте, совсем не ________. Используя густые мазки, художник умело показывает весенний снег, исхоженный ________, отмеченный _________ зверей и птиц.
Продолжите написание основной части сочинения по картине И.Э. Грабаря «Мартовский снег», описав средний и дальний планы полотна.
На среднем плане картины__________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На дальнем плане_________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
![]() |
![]() |
![]() |