Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 25.07.2025, 02:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя русского языка и литературы гимназии №1563 Коняшкиной Екатерины Владимировны
Главная | Регистрация | Вход
Проектирование урока русского языка в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода.


Современный образовательный процесс рассматривается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, но, прежде всего, как процесс развития личности ученика на основе собственной учебной деятельности. Таким образом, одной из проблем, возникающих перед учителем, является реализация системно-деятельностного подхода в проектировании урока.

Как же спланировать работу, чтобы ученик не просто присутствовал на уроке, но был непосредственным его участником, движущей силой процесса обучения. На примере урока русского языка в 9 классе по теме «Понятие сложносочиненного предложения» попытаемся разобраться в ситуации и решить проблему.

В.П. Сухов выделяет пять компонентов в учебной деятельности при системно-деятельностном подходе:

  • учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»,
  • действие целеполагания («что я должен сделать...»):
  • выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»);
  • решение задач,
  • рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). (6)

Основополагающим компонентом всей учебной деятельности можно определить учебно-познавательные мотивы, когда учащийся реализует принцип «я учусь», «я понимаю, зачем я это делаю».

Действие целеполагания, выбор средств и методов, планирование решения – начальные этапы в структуре урока. Лучше всего, если постановка целей и определение задач, планирование урока будет полностью заслуга учеников. В конкретном уроке это может реализовываться с помощью беседы: какие задачи стоят перед нами, что мы должны сделать, чтобы изучить этот объект.

Решение задач – этот компонент соответствует основному этапу урока и включает в себя объяснение нового материала и практическую работу по применению полученных знаний.

Объяснение нового материала при системно-деятельностном подходе вовсе не должно представлять из себя монолог учителя у доски. Дети могут самостоятельно ознакомиться с лингвистическим текстом. Важно правильно проставить перед ними задачу, чтобы это была работа над текстом, а не провождение времени. (I, этап II, 1)

Чтение лингвистического текста включает в себя:

·        Выделение смысловых частей, составление плана. В зависимости от подготовленности учеников эта работа может быть как совместной с учителем (беседа), частично самостоятельной (одна смысловая часть анализируется вместе, остальные – самостоятельно), самостоятельной (проверка в конце информационно-смысловой переработки текста или в ходе выполнения практической работы). (I, этап II, 2А)

Результат работы – план в тетрадях учащихся, опираясь на который, они впоследствии могут воспроизвести текст полностью или частично. (I, этап II, 2А «Деятельность учащихся»)

·        Работу с терминами, ключевыми словами, которая, безусловно, должна сопровождаться беседой: слово необходимо не просто увидеть и выписать, а, в первую очередь, понять, что оно обозначает, какую функцию выполняет. Первым, наводящим вопросом может быть такой – определите стиль текста, почему? Этим мы еще раз напоминаем учащимся, что работаем с научным текстом и объектом нашего внимания будет лингвистическая терминология. (I, этап II, 2Б)

     В ходе беседы мы повторяем некоторые темы по морфологии, изученные в седьмом классе, а самое главное – язык (объект познания учащихся) еще раз предстает перед ними как система, где единицы более высоких уровней представляют собой сочетание единиц низших уровней. А ведь современный урок – это, прежде всего, системные исследования: расчленение систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. 

     Практическая работа – это важный этап урока, позволяющий ученикам применить теоретические знания на практике, а учителю произвести первичную оценку понимания изученного материала. Очень часто мы забываем, что задания к упражнению это тоже текст, и не уделяем особого внимания его грамотному восприятию и пониманию. А ведь это один из самых проблемных моментов, потому что дети не умеют читать данный вид текста: в подавляющем большинстве случаев ошибки в выполнении упражнений связаны не с отсутствием знаний, а с некорректным выполнением заданий вследствие их неправильного восприятия. Поэтому особое внимание следует уделить этому моменту и начать работу с беседы, выявляющей понимание такого текста. (I, этап III)

     Последним компонентом учебной деятельности Сухов В.П. выделяет рефлексивно-оценочные действия учащегося – «все ли я правильно сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели». Такая оценка собственных достижений возможна уже после практической работы, но для выявления уровня восприятия материала можно предложить учащимся выполнить задания, соответствующие умениям, заложенным в цели урока, то есть провести текущий контроль, который поможет учителю сориентироваться, насколько усвоена тема, и спланировать последующие занятия. (I, этап IV)

        Заключительный этап урока – подведение итогов – также можно ввести в рефлексивно оценочный компонент учебной деятельности, так как учащийся может еще раз проверить себя, оценить глубину знаний полученных, а правильнее сказать – самостоятельно добытых, на уроке.

         При организации работы таким образом особое внимание уделяется развитию всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо) в их единстве и взаимосвязи, что напрямую связано с понятием функциональной грамотности, владение которой является важной характеристикой коммуникативно развитой личности в современном обществе, как отмечает в своих работах С.И. Львова. (2) В результате формирования функциональной грамотности совершенствуется лингвистическое мышление, развивается чувство языка и языковой вкус, что обеспечивает точное выражение мысли, мобильный, оперативный поиск и использование нужных сведений в процессе общения, контроль внутреннего программирования речевого высказывания, редактирования речевого высказывания, формирования индивидуального стиля языковой личности.

Работа с текстом формирует у учащихся способность извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию в ежедневной жизни.

В современном мире, где поток информации безграничен, важно научить ребенка учиться, развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности. Системно-деятельностный подход – это и есть та волшебная палочка, которая дарит нашим детям возможность постоянного самосовершенствования и саморазвития, а нам возможность гордиться их успехами, потому что ученик должен превзойти своего учителя.


Литература.

  1. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М. Просвещение, Учебная литература, 1996.
  2. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы / С.И. Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева; [под ред. С.И. Львовой]. – М.: Эксмо, 2007
  3. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Методы и формы контроля на уроках русского языка./ Книга для учителя. Под ред. Н.Н. Соловьевой. – М.:Материк-Альфа, 2005.
  4. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Вербум-М, 2005.
  6. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  7. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Приложение I

 





Copyright MyCorp © 2025